В последние дни появились новости об «активизации диалога» о территориальном споре с Японией. Непонятно что там можно активизировать или деактивизировать. Острова можно только отдать или не отдать. Если не отдавать — говорить не о чем, так как сейчас они наши. Если «активизировать диалог», — значит, собираются отдавать.
Я хотел бы просто разложить ситуацию, как говорится, «по полочкам».
Главная ловушка, в которую зачем-то загоняют сознание россиян — необходимость мирного договора с Японией. Это старый демагогический приём. Перед аудиторией ставится какая-то проблема, и сразу, не давая людям задуматься, начинается нагнетание мысли о том, что эта проблема абсолютно судьбоносная и промедление в её решении смерти подобно. Главное, чтобы никто не успел обдумать её судьбоносность.
В действительности, наличие или отсутствие мирного договора между любыми двумя странами не означает ровным счётом ничего. Со многими странами у России нет мирных договоров, и ничего — не воюем. Отсутствие такого договора не означает состояние войны, война начинается с её объявления или начала боевых действий.
Что касается мысли о том, что территориальная проблема сдерживает сотрудничество с Японией и вал японских инвестиций в российскую экономику, так это просто наивно. Как известно, в России не самый лучший инвестиционный климат, и сюда не идут инвесторы даже из тех стран, отношения с которыми не испорчены пограничными проблемами. Если бы Japan incorporated была реально заинтересована в сотрудничестве с Россией, никакие спорные острова не помешали бы.
Может быть, именно сейчас, когда Дональд Трамп разрушает систему мировой торговли, Японию обязательно надо задобрить, и это судьбоносный для России вопрос? Нет, это не так. В действительности, в случае успеха политики экономического сотрудничества в Азии, Россия будет нужна Японии гораздо больше, чем Япония — России.
В научном плане Япония не представляет из себя ничего интересного. В технологическом — это сильнейшая страна, но Китай и Южная Корея в деле производства промышленного оборудования и потребительских товаров уже наступают ей на пятки. А производство в Японии слишком дорого из-за высоких цен на недвижимость, влияющих через жильё на зарплаты японцев.